Категория «A», «A1»

Категория «А» – мотоциклы, трициклы, квадроциклы (за исключением транспортных средств, относящихся к категории «М»).

Подкатегория «А1» – мотоциклы, трициклы, квадроциклы (за исключением транспортных средств, относящихся к категории «М») с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.

К сведению: водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» подтверждает также право на управление транспортными средствами категории «А1».

Для справки: категория «М» – мопеды и легкие квадроциклы.

Российское водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории и подкатегории («А»,«В»,«С» и т.д.) подтверждает также право на управление транспортными средствами категории «М».

Право на управление транспортными средствами категории «А» предоставляется – лицам, достигшим восемьнадцатилетнего возраста и имеющим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению данными транспортными средствами.

Экзамен в ГИБДД

Для получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами избранных категорий необходимо сдать государственный квалификационный экзамен в ГИБДД.

К экзаменам в ГИБДД на кат «A» допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста («A1» – с 16 лет), успешно сдавшие внутренние экзамены в автошколе.

Граждане РФ, имеющие постоянную и временную регистрацию в любом регионе РФ, сдают экзамены в ГИБДД г. Ижевска организованно с автошколой , в которой проходили обучение.

Теоретический экзамен проводится на персональном компьютере в экзаменационном классе МРЭО ГИБДД. Вы должны дать ответы на 20 вопросов билета — правильных должно быть не менее 18-ти (т.е. допускается максимум 2 ошибки). Надо отметить, что 20 экзаменационных вопросов выбираются случайным образом из 800 возможных.

Практический экзамен по вождению

На категорию «А» (мотоцикл) проводится только на закрытой площадке на учебном транспортном средстве. Необходимо выполнить следующие элементы:

Упражнение № 1 – «Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон и торможение»;
Упражнение № 2 – «Змейка», «Колейная доска», «Управление на малой скорости»;
Упражнение № 3 – «Габаритная восьмерка».

Экзамен может проводиться одним из двух методов:

  1. Один кандидат в водители последовательно выполняет все предусмотренные комплексом упражнения;
  2. Несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно из упражнений комплекса и затем приступают к выполнению следующего.

Метод проведения экзамена и последовательность выполнения упражнений определяются экзаменатором. Перед началом выполнения любого упражнения мотоцикл должен быть установлен в предстартовой зоне, двигатель — прогрет и остановлен, рычаг коробки передач — в нейтральном положении.

По команде экзаменатора Вы должны:

  • занять место на мотоцикле в предстартовой зоне;
  • подготовиться к движению;
  • запустить двигатель;
  • занять исходную позицию перед линией «СТАРТ»;
  • включить ближний свет фары;
  • по команде экзаменатора выполнить упражнение.

По окончании упражнения необходимо:

  • включить нейтральную передачу;
  • выключить свет фары;
  • заглушить двигатель;
  • спешиться с мотоцикла.

Далее, в зависимости от выбранного метода проведения экзамена:

  • установить мотоцикл в предстартовую зону следующего упражнения и включением фары проинформировать экзаменатора о готовности к выполнению очередного упражнения;
  • либо установить мотоцикл в предстартовую зону этого же упражнения и передать его следующему кандидату в водители.

В случае, когда кандидат в водители не выполнил одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется возможность повторно выполнить это упражнение.

Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально. Оценка за каждое упражнение, а также итоговая оценка за практический экзамен выставляется экзаменатором по системе: положительная оценка «СДАЛ», отрицательная – «НЕ СДАЛ». Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом, при этом экзаменатор опирается на перечень типичных ошибок для кандидатов в водители категории «А».

Экзамена по дорогам общего пользования (город) – нет.

Экзамен. Автодром

img4

img42

«Разгон и торможение»

Необходимо выполнить:

  • трогание с места в стартовых воротах;
  • движение по прямой в «габаритном коридоре»;
  • движение по траектории «габаритный полукруг»;
  • переключение передачи с низшей на высшую и обратно;
  • остановку перед линией «СТОП» на расстоянии не более 0,4 м;
  • а также подачу сигналов рукой.

Упражнение начинается в стартовых воротах, где надо плавно начать движение на первой передаче и затем въехать в «габаритный коридор». Скорость движения Вы выбираете самостоятельно с учетом того, чтобы мотоцикл был устойчив и в то же время, чтобы двигатель работал с разумными оборотами.

Когда мотоцикл приблизится к контрольной стойке, обозначающей половину длины коридора, Вы должны будете подать сигнал левого поворота — вытянуть левую руку горизонтально в сторону (или вытянуть правую руку и согнуть ее в локте под углом 90° вверх). Сразу же после проезда контрольной стойки руку надо вернуть обратно на руль.

Далее Вам предстоит проехать по «габаритному полукругу», что практически является обычным разворотом. На выходе из этого «разворота» Вы обязаны немного разогнаться и переключиться на вторую передачу.

Приближаясь к контрольной стойке «Торможение», следует подготовиться к переключению второй передачи на первую и к последующей остановке перед линией «СТОП». Будет лучше, если Вы заранее спланируете свои действия:

  • около контрольной стойки «Торможение» сбросить «газ»;
  • переключить вторую передачу на первую;
  • подать сигнал торможения, для чего левую (или правую) руку поднять вертикально вверх с выпрямленным локтем;
  • остановиться перед линией «СТОП» так, чтобы расстояние между линией и передним колесом получилось не более 40 см.

img52 img5

«Управление на малой скорости»

Необходимо выполнить:

  • трогание с места в стартовых воротах;
  • движение по траектории «змейка»;
  • движение по «колейной доске»;
  • движение в «габаритном коридоре» с малой скоростью;
  • остановку перед линией «СТОП».

Начинать движение от линии «СТАРТ» надо с таким расчетом, чтобы при въезде на «змейку» первый разметочный конус оказался от Вас слева. Затем, грамотно работая рулем и «газом», Вы должны объехать оставшиеся 4 конуса и по большому радиусу въехать на «колейную доску». Здесь придется проявить мастерство удержания мотоцикла в движении по прямой линии.

Далее Вас ждет «габаритный коридор» (длиной 10 м), по которому Вы обязаны проехать с малой скоростью за время не менее 5 секунд и при этом не коснуться поверхности площадки ногой. Задание не самое простое, поэтому перед экзаменом стоит потренироваться.

Заканчивается упражнение перед линией «СТОП», где надо будет плавно остановиться. Поскольку в этом упражнении нет конкретного указания по расстоянию, на котором Вы должны остановиться перед линией, то расстояние это должно быть просто разумным.

img62img6

«Габаритная восьмерка»

Необходимо выполнить:

  • трогание с места в стартовых воротах;
  • движение по траектории «габаритная восьмерка»;
  • остановку перед линией «СТОП».

Сначала Вы должны проехать по правому кругу, затем плавно перейти на левый круг и потом остановиться перед линией «СТОП».

Как и в предыдущем упражнении, расстояние, на котором надо остановиться перед линией, не указано (значит, любое разумное).

Если Вы научились корректировать траекторию движения мотоцикла не только рулем, но и наклоном туловища, то это упражнение не должно Вас испугать. Поддерживайте разумную скорость и «нарезайте» круги. На этом испытания для мотоциклистов (водителей ТС категории «А») заканчиваются.

Экзамена по дорогам общего пользования (город) – нет.

Ошибки и штрафы

Типичные ошибкиШкала штрафных баллов
за ошибку
А. Грубые 
1.1. Не уступил дорогу (создал помеху) ТС, имеющим преимущество.5
1.2. Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим
преимущество.
5
1.3. Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных
случаев) или на трамвайные пути встречного направления.
5
1.4. Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика.5
1.5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и
предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3.
5
1.6. Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии
знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)
5
1.7. Нарушил правила выполнения обгона.5
1.8. Нарушил правила выполнения поворота.5
1.9. Нарушил правила выполнения разворота.5
1.10. Нарушил правила движения задним ходом.5
1.11. Нарушил правила проезда железнодорожных переездов.5
1.12. Превысил установленную скорость движения.5
1.13. Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до полной
остановки ТС при возникновении опасности для движения.
5
1.14. Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшие
необходимость вмешательства в процесс управления
экзаменационным ТС с целью предотвращения ДТП.
5
Б. Средние
2.1. Нарушил правила остановки.3
2.2. Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом
движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой.
3
2.3. Не выполнил требования информационно-указательных знаков,
дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12).
3
2.4. Не использовал в установленных случаях аварийную световую
сигнализацию или знак аварийной остановки.
3
2.5. Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху
движению ТС в поперечном направлении.
3
В. Мелкие
3.1. Не пристегнул ремень безопасности.1
3.2. Несвоевременно подал сигнал поворота.1
3.3. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части.1
3.4. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических
условий.
1
3.5. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью.1
3.6. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения
ДТП.
1
3.7. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и
звуковым сигналом.
1
3.8. Допустил иные нарушения ПДД.1
3.9. Неправильно оценивал дорожную обстановку.1
3.10. Не пользовался зеркалом заднего вида.1
3.11. Неуверенно пользовался органами управления ТС, не обеспечивал
плавность движения.
1
3.12. Допустил полную или частичную блокировку колес ТС при
торможении.
1